Верховный суд РФ в своем Постановлении №46 от 25 декабря 2018 года дал разьяснения и четко пояснил, когда само по себе участие потребителя в незаконном обороте специальных технических средств не может свидетельствовать о виновности лица в совершении преступлении.Одним словом, если Потребитель приобрел предназначенное для негласного получения информации устройство для использования, например, в целях личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными, и не предполагал использовать его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан (включая вмешательство в чужую личную жизнь) такие действия не могут быть квалифицированы по ст.138.1 УК РФ.
Как пояснил судья Верховного суда РФ Петр Кондратов само по себе участие потребителя в незаконном обороте специальных технических средств не может свидетельствовать о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного ст.138.1 УК РФ, если его умысел не был направлен на приобретение и (или) сбыт именно таких средств (например, лицо посредством общедоступного интернет-ресурса приобрело специальное техническое средство, рекламируемое как устройство бытового назначения, добросовестно заблуждаясь относительно его фактического предназначения).
Однако следует помнить, что если у потребителя найдут такие технические устройства такие как смартфоны, диктофоны, видеорегистраторы и т.п. которые были преднамеренно, путем технической доработки, программирования или иным способом приданы новые качества и свойства, позволяющие с их помощью негласно получать информацию, могут быть признаны специальными техническими средствами, ответственность за котрое указана в ст.138.1 УК РФ.
При возбуждении уголовного дела по данной статье гражданин может быть наказан штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Напомним, что ранее за приобретение специальных технических средств была уголовная ответственность. Например, 29 сентября 2017 года в Курганской области сотрудниками ФСБ при получении посылки на почте был задержан фермер, заказавший GPS-трекер, чтобы следить за непослушным теленком. Как объяснил мужчина, GPS-трекер он заказал в интернете, на сайте AliExpress, чтобы вести слежку....… за собственным теленком, который частенько убегает. Мужчине грозила судимость, штраф до 200 тыс. рублей или даже лишение свободы на срок до четырех лет.
Данное дело получило широкий общественный резонанс. "14" декабря 2017 года должно было состояться первое судебное заседание, но по ходатайству гособвинителя дело было возвращено в прокуратуру: как оказалось, обвинительное заключение не было утверждено представителем ведомства. В тот же день на ежегодной пресс-конференции Владимира Путина журналист Russia Today задал президенту вопрос по ситуации с задержанным мужчиной и другими аналогичными делами. Глава государства обещал разобраться в ситуации. Вскоре Совет Федерации РФ пообещал рассмотреть вопрос о декриминализации статьи 138.1 УК РФ.
В итоге в марте 2018 года дело было прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.
Вынесенные разъяснения Верховного суда теперь защищают обычного потребителя от уголовного преследования и обвинительного приговора.
Кроме этого, вышеуказанным Пленумом ВС РФ отдельно была затронута тема тайны переписки и переговоров. Пленумом разъяснено, что именно считать нарушением тайны переписки и переговоров.
С полным текстом Пленума ВС РФ Вы можете ознакомиться по данной ссылке.