Валютный перевод в Канаду не дошел до получателя!
Как получить деньги обратно?
«23» мая 2022 года в нашу организацию обратилась потребитель с жалобой и просьбой оказать ей юридическую помощь в связи с нижеследующим:
«07» марта 2022 г. потребитель открыла валютный расчетный счет в АО «АЛЬФА-БАНК». В этот же день клиенткой было внесено на счет 5.000 долларов США и подано заявление на перевод денежных средств со счета в иностранной валюте в сумме 5.000 Долларов США сыну в Канаду. В течение следующего и последующего дня сын деньги не получил. В банке Канады сказали, что деньги не его счет поступали. На третий день денежные средства также не получил, деньги переведены не были.
В связи с этим, клиентка «10» марта 2022 года обратилась в "Альфа-Банк" узнать об исполнении перевода. Однако ответ не получила. Оставалось только ждать.
Через 2 недели «25» марта клиентка обратилась снова в Банк с заявлением на проведение расследования по исходящему платежу в иностранной валюте и с просьбой запросить банк получателя о дате кредитования счета получателя.
Данное заявление Банк принял, однако адекватного ответа клиентке не предоставил.
«19» апреля 2022 года клиентка в очередной раз подала в Банк заявление на проведение расследования по исходящему платежу в иностранной валюте для физических лиц с просьбой запросить банк получателя о возврате платежа.
На данное заявление банк также ответа не представил.
В связи с полным игнорированием требований клиентки, «28» апреля 2022 года по почте России она направила в банк досудебную претензию, в которой потребовала отменить перевод денежных средств и вернуть на её счет денежные средства в полном объеме в размере 5.000 Долларов США.
«05» мая 2022 года банк все-таки ответил клиентке и предоставил официальный ответ на досудебную претензию, которым отказал в возврате денежных средств, поскольку со счета клиентки денежные средства были списаны, а на сроки возврата денежных средств от банков-корреспондентов Ответчик повлиять не может.
«Альфа-банк» отказал потребителю в возврате денег!
И вот почему!?
Нашими юристами был изучены все документы, представленные клиентом. Было решено подать претензию от имени нашего общества в защиту прав потребителя с окончательным требованием вернуть потребителю денежные средства в полном объеме.
Понимая всю серьезность ситуации, банк решил не игнорировать нашу претензию и предоставил развернутый ответ, хоть и отказал в возврате денег.
В своем ответе на нашу претензию банк пишет, что платеж потребителя на сумму 5.000 Долларов США, «07» марта 2022 года сразу же был сформирован и направлен на проверку соответствия операции требованиям валютного законодательства работнику валютного контроля Банка. Поскольку 07.03.2022 и 08.03.2022 года приходились на выходной и праздничный дни, «10» марта 2022 года платеж согласован работником валютного контроля и направлен для исполнения в автоматизированную банковскую систему.
«10» марта 2022 года деньги были списаны со счета клиентки и в этот же день платеж был исполнен «Альфа-Банком» через корреспондентский счет, открытый в THE BANK OF NEW YORK MELLON.
«10» марта 2022 года THE BANK OF NEW YORK MELLON отправил платеж с покрытием в банк-посредник BANK OF AMERICA, N.A. в сумме 4.988 Долларов США (за вычетом комиссии 12,00 Долларов США) и сообщение с платежными инструкциями непосредственно в банк получателя TORONTO-DOMINION BANK для информирования о переводе денежных средств.
«11» марта 2022 года платеж в сумме 4.988 Долларов США в TORONTO-DOMINION BANK в статусе ACSE «Платеж ожидает решения» с кодом причины G002 «Средства не могут быть зачислены».
«25» марта 2022 года «Альфа-Банк» на основании заявления клиентки о проведении расследования направил в THE BANK OF NEW YORK MELLON запрос о дате кредитования счета получателя.
«04» марта 2022 года THE BANK OF NEW YORK MELLON проинформировал «Альфа-Банк» о том, что в их адрес поступило сообщение от TORONTO-DOMINION BANK, в котором содержится информация о блокировке денежных средств, в связи, с введением Канадой санкций в отношении Российских компаний, в том числе АО «Альфа-Банк».
После чего «Альфа-Банк» отправил THE BANK OF NEW YORK MELLON запрос на отзыв указанного платежа. Однако по настоящее время возврат денежных средств иностранным-банком корреспондентом THE BANK OF NEW YORK MELLON не произведен, ответ за запрос «Альфа-Банком» не получен.
Таким образом, АО «Альфа-Банк» в сложившейся геополитической ситуации не может влиять ни на исполнение платежей иностранными банками, ни на исполнение ими запросов на отзыв, на каком бы этапе не находился платеж.
В связи с этим банк не может вернуть деньги потребителю. Также «Альфа-Банк» сообщает, что на момент принятия платежа к оплате, проведения платежа, включая зачисление средств на счет банка-корреспондента, указанного клиентом в заявлении о переводе, в отношении «Альфа-Банк» не было введено санкций, из-за которых перевод мог быть заблокирован.
Дополнительно указал, что «Альфа-Банк» был внесен в список лиц, в отношении которых введены блокирующие санкции, принятые Правительством США, Европейским союзом и Канадой лишь «06» апреля 2022 года, то есть до даты совершения клиентом платежа.
АО «Альфа-Банк» расценивает введение в отношении него экономических санкций со стороны Правительства США, а также Европейского союза и Канады как обстоятельство непреодолимой силы (форс-мажор). Соответственно вернуть деньги Банк не может.
Правовая позиция юриста по защите прав потребителя.
Однако позиция юриста оказалась прямо противоположной стороне "Альфа-банка". И вот почему. Как указывают номативные документы и открытые источники информации, из которых усматривается, что "24" февраля 2022 года вышло Положение о внесении изменений в Положение об особых экономических мерах (Россия): SOR/2022-29 №ПК 2022-174 "О специальных экономических санкциях", которым АО "Альфа-Банк" был внесен в санкционный список.
Как указано на официальном сайте Правительства Канады "24" февраля 2022 года Положения о специальных экономических мерах (Россия) и Положения о специальных экономических мерах (Украина) налагают запрет на сделки с лицами, включенными в список. В большинстве случаев эти меры запрещают лицам в Канаде и канадцам за пределами Канады заниматься какой-либо деятельностью, связанной с любым имуществом этих включенных в список лиц, или предоставлять им финансовые или сопутствующие услуги.
Таким образом, юрист считает, что "Альфа-Банком" не были соблюдены все меры, предусматривающие оказание качественных услуг. Банк мягко говоря халатно халатно отнесся к своим обязанностям, поскольку на дату проведения перевода заблаговременно должен был знать о введеных против него санкциях. Юрист отметил, что на момент принятия платежа Банк не проявил дожной осмотрительности и обязан был отказать клиентке в осуществлении спорного перевода, поскольку санкции уже были введены. По мнению юриста при таких обстоятельствах ссылка Банком на форс-мажорные обстоятельства является несостоятельной.
В настоящее время РООП "На страже закона" подал исковое заявление в Бабушкинский суд в защиту прав потребителя о взыскании с Банка суммы перевода, неустойки и штрафа в соответствии с Законом "О защите прав потребителей".
Судом иск принят и в настоящее время рассматривается судом. Идет судебное разбирательство и сбор доказательств по делу. О принятом судом решении мы обязательно расскажем.